Мифы об электронной отчетности


Передача электронной отчетности посредством телекоммуникационных каналов связи —  важный сегмент услуг, соответствующий стилю нашего века. Практически невозможно найти еще одну сферу, которая так активно и успешно использует технологии электронной цифровой подписи. Максимальный уровень автоматизации достигнут также в сфере бухгалтерии. Приблизительно 30%  всех юридических лиц в Украине отдают предпочтение данной услуге, число индивидуальных предпринимателей также ежегодно возрастает.

Множество сертифицированных спецоператоров, предлагающих услуги формирования и обработки отчетности, на сегодняшний день  способствуют созданию глобальной, всеукраинской инфраструктуры предоставления услуг электронного документооборота. Эта инфраструктура имеет реальный потенциал развития автоматизированного взаимодействия субъектов и государственных органов, которые нуждаются в таком документообороте.

Однако, вследствие неосведомленности о реальной ситуации, нередко встречаются устойчивые мифы о системе электронной отчетности. Наша цель – разоблачить эти мифы.

Миф №1: спецоператоры не нужны.
Рассматривая функциональность спецоператоров, необходимо выделить следующие пункты:

  • они обеспечивают документооборот;
  • фиксируют юридически значимые даты и время прохождения документов;
  • обеспечивают техническую поддержку участников системы по всем вопросам;
  • поставляют средства криптографической защиты информации, обеспечивают безопасность при передаче данной информации;
  • поставляют средства электронной цифровой подписи, обеспечивают юридическую значимость электронных документов;
  • поставляют прикладные программные средства, предназначенные для формирования отчетности и ее детализированной проверки.

Все эти услуги можно, конечно, получать по отдельности, но тогда возникает необходимость заключать  шесть договоров, что, согласитесь, неизбежно приводит к существенному удорожанию обслуживания.
Фактически спецоператор выступает в роли системного интегратора комплексного процесса электронного документооборота. Устранив спецоператоров, мы автоматически разрушаем эту систему.

Миф №2: услуга электронной отчетности должна предоставляться государством совершенно бесплатно.

Система сдачи налоговой отчетности, по мнению большинства налогоплательщиков, - услуга, которая должна предоставляться государством.

Очевидно, что это в принципе невозможно. Кто в таком случае  будет обеспечивать высококачественной сервис, разрешать конфликтные ситуации, гарантировать работоспособность системы, своевременно обновлять ПО? Это подтверждается множеством примеров из мировой практики. Абсолютно все страны, активно использующие  системы электронной отчетности, пользуются услугами спецоператоров.

Миф №3: электронная отчетность представляет собой  неправомерно навязываемую услугу.
В странах Америки и  Европы электронная отчетность обязательна для значительной части налогоплательщиков (США) или же абсолютно для всех (Германия). Во всех станах эта услуга является платной.

Почему же электронная отчетность становится обязательным условием? Во-первых, отчетность считается прямой обязанностью хозяйствующего субъекта. Каждый предприниматель несет определенные инфраструктурные издержки (госрегистрация, создание уставных документов, подготовка отчетов и др.). В свою очередь, электронная отчетность способна заметно снизить уровень расходов. Во-вторых, полный переход на электронную отчетность позволяет отказаться от найма сотрудников для проведения механических работ.

Возможно, основа этого мифа - психологический аспект, так как без электронной отчетности многие расходы являются скрытыми, в электронном же виде всё сводится к одному расходу.



Вернуться назад