Документы, необходимые во время налоговой проверки


Нередко законопослушные предприятия получают письма с просьбой предоставить все финансовые документы за определенный период. У налогоплательщиков сразу возникает ряд вопросов: какие нужны документы, какого содержания, как реагировать на такие «просьбы» органов государственной налоговой службы и каков порядок предоставления необходимых документов?
Ответы на все эти вопросы можно найти в положениях Налогового кодекса и Конституции.
   
Статьей 85 Налогового Кодекса (НК) регулируется порядок предоставления налогоплательщиками документов во время проведения проверок. Статьей 73 НК определяется перечень необходимых документов и регулируется порядок их предоставления «вне проверок». Налоговая служба не может действовать в обход этих норм, так как согласно ст. 19 ч. 2  Конституции, проверка документов осуществляется только на основаниях и в порядке, предусмотренных законами, НК и Конституции Украины.
   
Какие документы?
   
Перечень документов,  предоставляемых органам государственной налоговой службы, определяется непосредственно предметом проверки. Это означает, что налогоплательщик должен предоставить не все документы, касающиеся его деятельности, а только те, которые относятся к предмету проверки. Например, в случае, если налоговая инспекция проверяет соблюдение кассовой дисциплины, не нужно предоставлять им договора с подрядчиками.
   
Перечень необходимых документов зависит от вида проверки.

Различают следующие виды проверки:

  • документальная,
  • камеральная,
  • фактическая.

    Предмет камеральной проверки - данные, содержащиеся в поданной налогоплательщиками налоговой отчетности. Форму налоговой отчетности налогоплательщики подают в обычном порядке, в установленный срок. Налоговики, как правило, истребуют документы только в том случае, если выявляются недостоверные факты в отчетности. В таком случае плательщику налога отправляется письменный запрос о  необходимости представить подтверждающие документы. Если налогоплательщик не выполняет требования запроса в течение 10 рабочих дней с момента его получения, налоговая служба проводит документальную внеплановую проверку (согласно пп. 78.1.4 НК).
       
    Предмет документальной проверки – своевременность и полнота начисления и уплаты всех сборов и налогов, предусмотренных НК, выполнение требований законодательства относительно оформления трудовых отношений с работниками и заключения трудовых договоров с наемными лицами.
       
    Документальная проверка проводится на основании статистической и финансовой отчетности, налоговых деклараций, регистров бухгалтерского и налогового учета, первичных документов, связанных с начислением и уплатой сборов, налогов и выполнением требований законодательства, а также полученных органом государственной налоговой службы налоговой информации, в установленном законодательством порядке (в т. ч. по результатам проверок контрагентов). Во время документальной проверки налоговики имеют право требовать все эти документы.
       
    Предмет фактической проверки - порядок осуществления плательщиком налогов, наличие патентов, лицензий, свидетельств, соблюдения законодательства относительно оформления трудовых отношений с работниками и заключения трудовых договоров с наемными работниками.
       
    Начало проверки.
       
    Не позже чем за 10 дней до дня начала документальной проверки, налогоплательщик получает копию приказа о проведении проверки и уведомление о дате начала проведения проверки. Внеплановая документальная проверка, а также фактическая проверка начинаются с момента вручения под расписку копии приказа о проведении проверки. Проведение документальной внеплановой проверки (невыездной) предусматривает отправку налогоплательщику уведомления с указанной датой начала проведения проверки.
       
    Фактическое начало документальной выездной и фактической проверок - ознакомление и подписание должностными лицами налогоплательщика направления на проведение проверки. Направление предъявляется должностными лицами налоговой службы, оформляется в соответствии с п. 81.1 ст. 81 НК. В случае, если налогоплательщик отказывается подписать направление, оформляется акт, являющимся основанием для начала проверки.
       
    Оригинал или копия?
       
    Если во время налоговой проверки налоговиками были выявлены какие-либо нарушения налогового или другого законодательства, налогоплательщик обязан предъявить копии первичных бухгалтерских или финансово-хозяйственных документов, свидетельствующих о занижении, укрывательстве объектов налогообложения, неуплате налогов, обязательных платежей (сборов).   

Налоговики должны конкретно сказать, какие именно документы и за какой период нужно предъявить. Все предоставленные копии документов обязательно должны быть скреплены печатью и заверены подписью налогоплательщика.
   
Плательщик налогов самостоятельно изготавливает копии необходимых документов (пп. 20.1.7 НК). В случае если налогоплательщик отказывается предоставлять копии документов, сотрудники налоговой службы составляют акт, в котором указывают должность, фамилию, имя, отчество плательщика налога (его представителя) и перечень документов, копии которых налогоплательщик отказался предоставить.
   
Этот акт - основание для наложения на плательщика штрафа в размере 510 грн. При повторном нарушении на протяжение года штраф будет составлять 1020 грн. Необходимо учесть, что если к моменту окончания проверки (в течение 3 рабочих дней с момента получения акта проверки) налогоплательщик не предоставляет в налоговую документы, подтверждающие показатели, указанные в налоговой отчетности, считается, что на момент составления отчетности таковых документов у налогоплательщика вообще не было!
   
Если плательщик все же решил предоставить в налоговую копии документов, в обязательном порядке составляется опись, которая служит фактическим доказательством предоставления документов. Эта опись подписывается налогоплательщиком и должностным лицом налоговой службы. При составлении такой описи должны быть указаны все документы, даже если их насчитывается несколько тысяч.  Копия такой описи выдается проверяемому плательщику налогов.
   
Проверять оригиналы первичных бухгалтерских, финансово-хозяйственных и других документов налоговики не имеют права. Однако, согласно ст. 178 УПК (на основании постановления судьи) может производиться их выемка.

 В случае, если в результате выемки у налогоплательщика нет каких – либо документов, а налоговики их требуют, сотрудники правоохранительных органов, которые изъяли соответствующие документы, должны обеспечить доступ к ним в течение 3 дней.



Вернуться назад